МБУК "СЕЧЕНОВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Информационный отчет библиотеки. Новая схема отчета.
[ Скачать с сервера (80.5 Kb) ]15.11.2016, 14:51

ОТЧЕТ ЦБС ЗА 2016 ГОД

1. События года

1.1. Главные события библиотечной жизни района/городского округа.

1.2. Федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, оказавшие влияние на деятельность муниципальных библиотек в анализируемом году.

1.3. Федеральные, региональные, муниципальные  целевые программы, проекты и иные мероприятия, определявшие работу библиотек района/городского округа в анализируемом году.

 

2. Библиотечная сеть

2.1. Характеристика библиотечной сети района/городского округа на основе форм государственной статистической отчетности 6-НК и данных мониторинга сети, проводимого методической службой ЦБ. Динамика библиотечной сети за три года.

2.2. Решения, принятые органами местного самоуправления в рамках выполнения полномочий по организации библиотечного обслуживания населения. Реорганизация (открытие, закрытие, слияние, передача муниципальных библиотек в структуры не библиотечных организаций), перераспределение полномочий по организации библиотечного обслуживания; изменение правовых форм библиотек и другие организационно-правовые действия.

2.3. Структурные изменения в сети.

2.4. Доступность библиотечных услуг.

- соблюдение нормативов обеспеченности библиотеками населения в целом по  району/городскому округу;

- среднее число жителей на одну библиотеку;

 - число населенных пунктов и жителей, не имеющих возможности доступа к  библиотечным услугам (указать причины);

- число библиотек, работающих по сокращенному графику  (всего, в т.ч.: на 0,25 ставки, на 0,5, на  0,75, другое).

2.5. Краткие выводы по разделу. Основные направления трансформации сети и меры, принимаемые для преодоления деструктивных процессов, если таковые были выявлены.

 

3. Основные статистические показатели

3.1. Охват населения района/городского округа  библиотечным обслуживанием в целом.

3.2. Динамика показателей, отражающих объем основных работ/услуг, выполненных муниципальными библиотеками (на основе суммарных данных по 6-НК). Выполнение показателей, включенных в «дорожные карты».

3.3. Абсолютные показатели деятельности муниципальных библиотек

- количество пользователей, в т.ч. удаленных;

- количество выданных документов, в т.ч. удаленным пользователям;

- количество выданных пользователям копий документов;

- количество посещений библиотек, в том числе культурно-просветительных мероприятий.

Относительные показатели деятельности муниципальных библиотек: читаемость, посещаемость, обращаемость, документообеспеченность.[1]

Экономические показатели: расходы на обслуживание одного пользователя, одно посещение, одну документовыдачу.

3.4. Оказание платных услуг (виды услуг, раскрыть динамику по видам).

3.5. Краткие выводы по разделу. Основные тенденции в изменении потребностей пользователей и их удовлетворение.

 

4. Библиотечные фонды (формирование, использование, сохранность)

4.1. Анализ статистических показателей, отражающих формирование и использование библиотечных фондов на физических (материальных) носителях информации (на основе суммарных данных по 6-НК). Динамика за три года.

4.2. Общая характеристика совокупного фонда муниципальных библиотек района/городского округа.

4.3. Движение совокупного фонда муниципальных библиотек.

4.3.1. Поступления в единый фонд ЦБС:

- печатных изданий. Соблюдение норматива ЮНЕСКО (250 документов в год на 1000 жителей);

- электронных документов на съемных носителях;

-сетевых удаленных лицензионных документов (назвать).

- документов по целевым и библиотечным программам/проектам (указать название программ/проектов,  количество  документов (экз.),  сумму (руб.));

- документов по теме года (указать  количество экз.);

- православной литературы,  в т.ч.  поступивших в качестве пожертвований  (указать  количество экз. документов, имена дарителей, привести примеры наиболее ценных изданий);

- подписка на периодические издания (печатные, электронные);

-количество выписанных  названий периодических изданий (всего по ЦБС,  в ЦБ, в среднем на одну библиотеку-филиал).

4.3.2. Выбытие из  единого фонда ЦБС с указанием причин исключения из фонда (утрата, ветхость,  дефектность, непрофильность, устаревшие по содержанию). Если выбытие превышает поступление – указать причину.

- печатных изданий;

- электронных документов на съемных носителях.

4.4. Анализ и оценка состояния и использования фондов библиотек, находящихся в составе библиотечной сети:

- обновляемость фондов;

- обращаемость;

- изучение фонда;

-изучение запросов пользователей (опросы/онлайн-опросы, анкетирование,  анализ читательских формуляров и т.д.)

4.5. Финансирование комплектования (объемы, основные источники (местный бюджет, пожертвования,  средства ЦБС, другие  источники). Сумма, выделенная на подписку в отчетном году (указать  также цифры за предыдущий год).

4.6. Краткие выводы по подразделу. Основные тенденции в формировании и использовании фондов.

4.7. Обеспечение сохранности фондов.

- соблюдение действующей инструкции по учету фондов;

- проверка и передача фондов библиотек в условиях реструктуризации библиотечной сети;

-количество переплетенных, отреставрированных изданий;

- соблюдение режимов хранения;

-мероприятия, проведенные  по сохранности библиотечного фонда  (месячники, акции, выставки и т.д.);

-профилактическая работа с читателями;

-работа по ликвидации читательской задолженности.

4.8. Краткие выводы по подразделу. Основные проблемы обеспечения сохранности библиотечных фондов.

 

5. Каталогизация и оцифровка библиотечного фонда

5.1. Создание электронных каталогов и других баз данных муниципальными библиотеками района/городского округа.

- выполнение показателей, включенных в «дорожные карты»: увеличение количества библиографических записей в электронных каталогах муниципальных библиотек региона.

- состояние ретроспективной конверсии. Перевод имеющихся карточных каталогов и картотек в электронный каталог;

- участие библиотек в проектах по корпоративной каталогизации документов библиотечных фондов (КЭК);

- количество экземпляров фонда отраженных в электронном каталоге;

5.2. Оцифровка документов библиотечного фонда муниципальных библиотек (на основе суммарных данных по 6-НК).   

5.3. Обеспечение удаленным пользователям доступа к полнотекстовым документам электронных библиотечных систем:

- доступ к ресурсам Национальной электронной библиотеке (НЭБ);

- число сетевых удаленных лицензионных документов (указать каких).

5.4. Представительство муниципальных библиотек в сети Интернет

- веб-сайт ЦБС (изменения, проведенная работа за отчетный год);

- число библиотек, имеющих веб-страницы, аккаунты в социальных сетях и т.п. (назвать и дать ссылки);

5.5. Анализ состояния и использования электронных ресурсов библиотеками района/городского округа.

5.6. Краткие выводы по разделу. Проблемы формирования и использования электронных ресурсов в библиотечной сфере района/городского округа.

 

6. Организация и содержание библиотечного обслуживания пользователей[2]

6.1. Общая характеристика основных направлений библиотечного обслуживания населения района/городского округа, с учетом расстановки приоритетов в анализируемом году. При раскрытии направлений работы необходимо делать акцент на проектах, программах, актуальных услугах и инновационных формах обслуживания.

6.2. Программно-проектная деятельность библиотек.

6.3. Гражданско-патриотическое воспитание.

6.4. Продвижение книги и чтения.

6.5. Духовно-нравственное воспитание и просвещение.

6.6. Экологическое просвещение населения.

6.7. Деятельность в помощь сельскохозяйственному производству и развитию личных подсобных хозяйств.

6.8. Формирование здорового образа жизни.

6.9. Работа с молодежью.

6.10. Библиотечное обслуживание людей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. в рамках Соглашений  о сотрудничестве с НГОУНБ по обслуживанию слепых и слабовидящих граждан (количество поданных и выполненных заявок, количество обслуженных за год, мероприятия, проблемы).

6.11. Культурно-досуговая деятельность (клубы по интересам,  кружки, творческие студии, литературные гостиные и др.):

- укажите общее количество в ЦБ и филиалах клубов по интересам и литературных гостиных, в том числе для взрослых читателей  и читателей всех возрастов (семейные);  для молодежи (14-30 лет).

6.13. Внестационарные формы обслуживания (назвать формы, их количество, привести примеры  работы.  Сколько человек обслуживается на дому:  всего, в т.ч.  силами библиотечных работников,  книгоношами).

6.9. Продвижение библиотек и библиотечных услуг и др. (реклама библиотеки, услуг, массовых мероприятий и др.).

7. Справочно-библиографическое, информационное и социально-правовое обслуживание пользователей

7.1. Организация и ведение СБА в библиотеках:

- состав СБА и объем работ;

- работа со справочно-библиографическим фондом и т.д.

7.2. Справочно-библиографическое обслуживание индивидуальных пользователей и коллективных абонентов. Развитие системы СБО с использованием ИКТ. Виртуальная справочная служба. Количество выданных справок и предоставленных консультаций посетителям библиотеки. Количество выданных справок и консультаций, предоставляемых в виртуальном режиме удаленным пользователям библиотеки.

7.3. Библиографическое информирование (информационно-библиографическое обслуживание):

- индивидуальное информирование;

- групповое (коллективное) информирование;

- массовое информирование: бюллетень новых поступлений, выставки новых поступлений, обзоры новых поступлений, дни информации и пр.

7.4. Выпуск библиографической продукции.

7.5. Формирование информационной культуры пользователей.

7.6. Обслуживание удаленных пользователей. Организация МБА и ЭДД в муниципальных библиотеках.

7.7. Методическая работа в помощь библиографической деятельности библиотек.

7.8. Краткие выводы по разделу.

 

7.9. Деятельность Публичных центров правовой и социально значимой информации.

7.9.1. Задачи и направления, характеризующие деятельность ПЦПИ, указываются качественные изменения в его работе.

7.9.2. Место в структуре библиотеки: полное название структуры, указать является ПЦПИ самостоятельным звеном или входит в состав какого-то отдела, отметить изменения, произошедшие за год (вошел в структуру отдела …, выделился из структуры отдела... и т. п.).

7.9.3. Количество штатных единиц, их должности: указать все изменения в структуре ПЦПИ, произошедшие за год.

7.9.4. Техническое оснащение (компьютеры, множительная техника, фотоаппараты и проч.): указать все изменения, произошедшие за год.

7.9.5. Информационные ресурсы (книжный фонд, фонд периодических изданий, правовые акты органов МСУ, СПС, собственные продукты, в т.ч. тематические папки, картотеки, издательская продукция и т.п.): показать все изменения, произошедшие за год: поступило документов, периодичность обновления информации в СПС, издание собственных продуктов и т. п.

7.9.6. Услуги, оказываемые ПЦПИ (бесплатные и платные): указать все изменения, произошедшие за год: введение новых услуг, переход из платных услуг в бесплатные и наоборот и т. п.

7.9.7. Количественные показатели по основным разделам работы. К обязательным относятся цифровые показатели, которые предусмотрены государственной статистикой:

- число зарегистрированных пользователей ПЦПИ всего,

из них:

- дети до 14 лет,

- молодежь14-30 лет,

- удаленных пользователей.

- число посещений ПЦПИ всего,

из них:

- для получения библиотечно-информационных услуг,

 - посещений массовых мероприятий,

- выдано (просмотрено) документов, всего,

            в том числе:

          - из фонда на физических носителях,

          - инсталлированных документов,

          - сетевых удаленных лицензированных документов.

               

- изготовлено для пользователей и выдано копий единиц.

- выполнено справок и консультаций, всего

          - из них в виртуальном режиме.

 

7.9.8. Пользователи ПЦПИ: анализ состава пользователей ПЦПИ по категориям, которые выделены в ПЦПИ.

7.9.9. Запросы пользователей ПЦПИ: цели посещения/обращения, удовлетворение запросов пользователей. Наличие неудовлетворенных запросов, причины, по которым запрос пользователя оказался неудовлетворенным.

7.9.10. Анализ выдачи документов, в том числе и с выставок, тематических полок и подборок.

7.9.11. Юридическая помощь пользователям ПЦПИ: наличие (кто оказывает, на каких условиях — штатный сотрудник, на основании договора о сотрудничестве и т. п.); периодичность оказания помощи ( в определенный день, по графику, разовая по запросам и проч.); количество обратившихся за юридической помощью, удовлетворение их запросов и т. п; примеры конкретной помощи (юриста, адвоката, сотрудника ПЦПИ и т. д.) в решении правовых проблем граждан.

7.9.12. Массовая работа ПЦПИ: проведение массовых мероприятий (количество, периодичность, форма, тема, эффективность и др.); освещается работа по приоритетным направлениям (по значимости в деятельности ПЦПИ). Это может быть:

- популяризация правовых знаний среди населения и воспитание правовой культуры граждан;

- участие в областном Дне права;

- популяризация знаний о государственных символах Российской Федерации;

- работа по повышению гражданско-правовой культуры избирателей, в том числе участие в Дне Молодого избирателя;

- работа по темам Года;

- работа к памятным и знаменательным датам года;

- правовое просвещение отдельных категорий граждан (молодежи (14-30), граждан возраста 55+ и др.);

- работа объединений, созданных в отделе ПЦПИ, участие в работе объединений, созданных в библиотеке или других учреждениях населенного пункта;

- проведение акций, участие в акциях (общерайонных, общебиблиотечных, в том числе участие отдела ПЦПИ в проведении Библионочи и Литературной ночи) и др.

7.9.13. Работа ПЦПИ в помощь местному самоуправлению.

7.9. 14. Информационная и справочно-библиографическая работа ПЦПИ

- мероприятия по массовому информированию населения: наличие информационных стендов и отражение на них информации, проведение Дней информации для всех групп пользователей, организация выставок, издание малых форм библиографии и т. д.; информирование населения с использованием сайта библиотеки;

- работа с абонентами группового информирования (количество абонентов, тематика, периодичность предоставления информации);

- деятельность ПЦПИ по индивидуальному информированию граждан (количество абонентов, тематика, периодичность предоставления информации).

7.9. 15. Обучение граждан компьютерной грамотности. Работа с изданиями:

- «Электронный гражданин»: статистические итоги работы за год, популяризация комплекта: количество мероприятий, количество присутствующих на мероприятиях, эффективность мероприятий;

- «Азбука Интернета»: статистические итоги работы за год, популяризация издания (количество мероприятий, количество присутствующих на мероприятиях, эффективность мероприятий) и др.

7.9.16. Методическая работа ПЦПИ: оказание методической помощи библиотекам-филиалам по вопросам правового просвещения населения:

- участие в мероприятиях по повышению квалификации библиотечных специалистов;

- выезды в библиотеки-филиалы с целью оказания методической и практической помощи на местах;

- индивидуальные консультации в пределах компетенции сотрудников ПЦПИ и др.

7.9.17. Реклама ПЦПИ:

- проведение рекламных акций;

- издание визиток, закладок, памяток и т.п.;

- публикации в СМИ;

- отражение деятельности ПЦПИ на сайте библиотеки и др.

7.9.18. Партнеры ПЦПИ: взаимодействие с органами власти, общественными организациями, коммерческими структурами, учебными заведениями и др. (наличие договоров; примеры взаимного сотрудничества и т. п.).

7.9.19. Деятельность библиотек-филиалов: наличие и актуальность фонда правовой литературы; выставки, подборки, тематические папки правовой тематики; проведение мероприятий по правовому просвещению граждан, популяризации правовых знаний, обучение граждан компьютерной грамотности и т.п.

 

8. Краеведческая деятельность библиотек.

8.1. Реализация краеведческих проектов, в том числе корпоративных.

8.2. Анализ формирования и использования фондов краеведческих документов и местных изданий (движение фонда, источники поступлений, выдача).

8.3. Формирование краеведческих баз данных (в том числе краеведческих каталогов и картотек), электронных библиотек. Краеведение на библиотечном сайте, краеведческие блоги и т.д.

8.4. Основные направления краеведческой деятельности – по тематике (историческое, литературное, экологическое и др.) и формам работы.

8.5. Выпуск краеведческих изданий.

8.6. Раскрытие и продвижение краеведческих фондов, в том числе создание виртуальных выставок и музеев.

8.7. Краеведческие чтения, работа краеведческих объединений.

8.8. Создание в муниципальных библиотеках историко-краеведческих мини-музеев, краеведческих и этнографических комнат и уголков и т.п.

8.9. Краткие выводы по разделу. Перспективные направления развития краеведческой деятельности в районе/городском округе.

9. Автоматизация библиотечных процессов

9.1. Состояние компьютерного парка муниципальных библиотек. Число библиотек, имеющих ПК. Число ПК в библиотеках:

- всего,

из них: для пользователей библиотек.

Сколько библиотек подключено к Интернету.

Наличие локальной вычислительной сети и высокоскоростных линий доступа в Интернет. Динамика за три года в целом по району/городскому округу на основе форм государственной статистической отчетности 6-НК.

9.2. Анализ состояния автоматизации библиотечных процессов в муниципальных библиотеках района/городского округа. Наличие автоматизированных технологий (по форме 6-НК).

9.3. Общие выводы о проблемах технологического развития муниципальных библиотек в области внедрения информационных систем в работу с пользователями и внутренние технологические процессы.

10. Организационно-методическая деятельность

10.1. Характеристика функционирования системы методического сопровождения деятельности библиотек района/городского округа со стороны районных библиотек (городских и межпоселенческих), наделенных статусом центральной (ЦБ).

- нормативно-правовое обеспечение методической деятельности в разрезе муниципальных образований. Отражение методических услуг/работ в Уставах ЦБ. Перечень наименований муниципальных методических работ/услуг, включенных в муниципальные задания ЦБ.

10.2. Виды и формы методических услуг/работ, выполненных ЦБ: для учредителей муниципальных библиотек, для Центральной библиотеки региона и для муниципальных библиотек района/городского округа:

- количество индивидуальных и групповых консультаций, в т.ч. проведенных дистанционно;

- количество подготовленных информационно-методических материалов в печатном и электронном виде, включая годовой аналитический отчет о деятельности библиотек муниципального района/ городского округа;

- количество организованных совещаний, круглых столов и др. профессиональных встреч, в т.ч. в сетевом режиме;

- количество выездов в библиотеки с целью оказания методической помощи, изучения опыта работы;

- мониторинги (количество, тематика, итоги).

10.3. Кадровое обеспечение методической деятельности  (наличие должности методиста по библиотечной работе в штатном расписании ЦБ).

10.4. Повышение квалификации библиотечных специалистов:

-участие в курсах центра «Культура» (кол-во человек);

- наличие в ЦБС образовательных  программ/планов;

- приоритетные темы  СПК;

- комплексные формы обучения: школы, циклы, классы, университеты др.;

- количество проведенных обучающих мероприятий (семинаров, практикумов и др.), в т.ч. дистанционно;

- назвать наиболее удачные  обучающие мероприятия.

10.5. Профессиональные конкурсы (кроме конкурсов  в рамках областных).

10.6. Публикации в профессиональных изданиях.

10.7. Краткие выводы по разделу. Приоритеты развития методической деятельности ЦБ муниципальных образований.

 

11. Библиотечные кадры

11.1. Изменения в кадровой ситуации в библиотечной сфере, обусловленные реализацией правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней  (Указа Президента РФ № 597, федеральных и региональных «дорожных карт» и др.).

11.2. Общая характеристика персонала муниципальных библиотек. Динамика за три года (на основе суммарных данных по 6-НК).

11.3. Оплата труда. Средняя месячная заработная плата работников библиотек в сравнении со средней месячной зарплатой в регионе. Динамика за три года по району/городскому округу.

11.4. Краткие выводы. Проблемы обеспечения муниципальных библиотек  персоналом, отвечающим технологическим и информационным вызовам времени, в том числе на основе обучения и переподготовки кадров.

 

12. Материально-технические ресурсы библиотек

12.1. Общая характеристика зданий, помещений муниципальных библиотек, библиотек – структурных подразделений организаций культурно-досугового типа и иных организаций, оказывающих библиотечные услуги населению.

- обеспеченность муниципальных библиотек зданиями и помещениями;

-  какие библиотеки в отчетном году получили новые помещения? Где?

- в каких библиотеках  в отчетном году проведен капитальный ремонт (полный, частичный, указать,  что сделано);

- какие библиотеки находятся в аварийных помещениях (указать на основании акта);

- сколько библиотек нуждаются в новых помещениях? (Какие, по какой причине);

- в каких библиотеках низкий температурный режим? (Название, причина);

- сколько библиотек обеспечены  пожарной, пожарно-охранной, охранной сигнализацией (указать по каждой позиции отдельно). Что сделано в этом плане в отчетном году;

- были ли в библиотеках чрезвычайные  происшествия (пожары, кражи, др.). Укажите библиотеку, ущерб.

12.2. Финансовое обеспечение материально-технической базы:

- сумма средств, израсходованных на ремонт и реставрацию;

- сумма средств, израсходованных на приобретение оборудования.

Примеры укрепления МТБ за счет грантов, участия в конкурсах, спонсорской и благотворительной помощи, собственной  внебюджетной деятельности.

12.3. Примеры модернизации библиотечных зданий, приспособления внутреннего пространства библиотек к современным потребностям пользователей, создание условий для безбарьерного общения  (за отчетный год).

Сколько библиотек и какие  оснащены пандусами и другим оборудованием для граждан с ограниченными возможностями здоровья?

 

13. Основные итоги года

Обозначить основные итоги года,  нерешенные проблемы и задачи на будущий год.

 

Приложение № 1

 

Статистические формулы

Читаемость = книговыдача : количество пользователей

Посещаемость = число посещений : количество пользователей

Обращаемость фонда = книговыдача : состояние фонда на конец отчетного года

Документообеспеченность = состояние фонда на конец отчетного года : число пользователей.

 

 

[1] См. Приложение №1

[2] В этом разделе могут быть отражены и другие направления работы библиотек: межнациональные отношения и межкультурные связи, эстетическое воспитание и др. Они могут быть выделены в отдельные подразделы.

 

 

Категория: Консультации и рекомендации | Добавил: Batman | Теги: Информационный отчет библиотеки
Просмотров: 3067 | Загрузок: 40 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0