[ Скачать с сервера (80.5 Kb) ] | 15.11.2016, 14:51 |
ОТЧЕТ ЦБС ЗА 2016 ГОД 1. События года 1.1. Главные события библиотечной жизни района/городского округа. 1.2. Федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, оказавшие влияние на деятельность муниципальных библиотек в анализируемом году. 1.3. Федеральные, региональные, муниципальные целевые программы, проекты и иные мероприятия, определявшие работу библиотек района/городского округа в анализируемом году.
2. Библиотечная сеть 2.1. Характеристика библиотечной сети района/городского округа на основе форм государственной статистической отчетности 6-НК и данных мониторинга сети, проводимого методической службой ЦБ. Динамика библиотечной сети за три года. 2.2. Решения, принятые органами местного самоуправления в рамках выполнения полномочий по организации библиотечного обслуживания населения. Реорганизация (открытие, закрытие, слияние, передача муниципальных библиотек в структуры не библиотечных организаций), перераспределение полномочий по организации библиотечного обслуживания; изменение правовых форм библиотек и другие организационно-правовые действия. 2.3. Структурные изменения в сети. 2.4. Доступность библиотечных услуг. - соблюдение нормативов обеспеченности библиотеками населения в целом по району/городскому округу; - среднее число жителей на одну библиотеку; - число населенных пунктов и жителей, не имеющих возможности доступа к библиотечным услугам (указать причины); - число библиотек, работающих по сокращенному графику (всего, в т.ч.: на 0,25 ставки, на 0,5, на 0,75, другое). 2.5. Краткие выводы по разделу. Основные направления трансформации сети и меры, принимаемые для преодоления деструктивных процессов, если таковые были выявлены.
3. Основные статистические показатели 3.1. Охват населения района/городского округа библиотечным обслуживанием в целом. 3.2. Динамика показателей, отражающих объем основных работ/услуг, выполненных муниципальными библиотеками (на основе суммарных данных по 6-НК). Выполнение показателей, включенных в «дорожные карты». 3.3. Абсолютные показатели деятельности муниципальных библиотек - количество пользователей, в т.ч. удаленных; - количество выданных документов, в т.ч. удаленным пользователям; - количество выданных пользователям копий документов; - количество посещений библиотек, в том числе культурно-просветительных мероприятий. Относительные показатели деятельности муниципальных библиотек: читаемость, посещаемость, обращаемость, документообеспеченность.[1] Экономические показатели: расходы на обслуживание одного пользователя, одно посещение, одну документовыдачу. 3.4. Оказание платных услуг (виды услуг, раскрыть динамику по видам). 3.5. Краткие выводы по разделу. Основные тенденции в изменении потребностей пользователей и их удовлетворение.
4. Библиотечные фонды (формирование, использование, сохранность) 4.1. Анализ статистических показателей, отражающих формирование и использование библиотечных фондов на физических (материальных) носителях информации (на основе суммарных данных по 6-НК). Динамика за три года. 4.2. Общая характеристика совокупного фонда муниципальных библиотек района/городского округа. 4.3. Движение совокупного фонда муниципальных библиотек. 4.3.1. Поступления в единый фонд ЦБС: - печатных изданий. Соблюдение норматива ЮНЕСКО (250 документов в год на 1000 жителей); - электронных документов на съемных носителях; -сетевых удаленных лицензионных документов (назвать). - документов по целевым и библиотечным программам/проектам (указать название программ/проектов, количество документов (экз.), сумму (руб.)); - документов по теме года (указать количество экз.); - православной литературы, в т.ч. поступивших в качестве пожертвований (указать количество экз. документов, имена дарителей, привести примеры наиболее ценных изданий); - подписка на периодические издания (печатные, электронные); -количество выписанных названий периодических изданий (всего по ЦБС, в ЦБ, в среднем на одну библиотеку-филиал). 4.3.2. Выбытие из единого фонда ЦБС с указанием причин исключения из фонда (утрата, ветхость, дефектность, непрофильность, устаревшие по содержанию). Если выбытие превышает поступление – указать причину. - печатных изданий; - электронных документов на съемных носителях. 4.4. Анализ и оценка состояния и использования фондов библиотек, находящихся в составе библиотечной сети: - обновляемость фондов; - обращаемость; - изучение фонда; -изучение запросов пользователей (опросы/онлайн-опросы, анкетирование, анализ читательских формуляров и т.д.) 4.5. Финансирование комплектования (объемы, основные источники (местный бюджет, пожертвования, средства ЦБС, другие источники). Сумма, выделенная на подписку в отчетном году (указать также цифры за предыдущий год). 4.6. Краткие выводы по подразделу. Основные тенденции в формировании и использовании фондов. 4.7. Обеспечение сохранности фондов. - соблюдение действующей инструкции по учету фондов; - проверка и передача фондов библиотек в условиях реструктуризации библиотечной сети; -количество переплетенных, отреставрированных изданий; - соблюдение режимов хранения; -мероприятия, проведенные по сохранности библиотечного фонда (месячники, акции, выставки и т.д.); -профилактическая работа с читателями; -работа по ликвидации читательской задолженности. 4.8. Краткие выводы по подразделу. Основные проблемы обеспечения сохранности библиотечных фондов.
5. Каталогизация и оцифровка библиотечного фонда 5.1. Создание электронных каталогов и других баз данных муниципальными библиотеками района/городского округа. - выполнение показателей, включенных в «дорожные карты»: увеличение количества библиографических записей в электронных каталогах муниципальных библиотек региона. - состояние ретроспективной конверсии. Перевод имеющихся карточных каталогов и картотек в электронный каталог; - участие библиотек в проектах по корпоративной каталогизации документов библиотечных фондов (КЭК); - количество экземпляров фонда отраженных в электронном каталоге; 5.2. Оцифровка документов библиотечного фонда муниципальных библиотек (на основе суммарных данных по 6-НК). 5.3. Обеспечение удаленным пользователям доступа к полнотекстовым документам электронных библиотечных систем: - доступ к ресурсам Национальной электронной библиотеке (НЭБ); - число сетевых удаленных лицензионных документов (указать каких). 5.4. Представительство муниципальных библиотек в сети Интернет - веб-сайт ЦБС (изменения, проведенная работа за отчетный год); - число библиотек, имеющих веб-страницы, аккаунты в социальных сетях и т.п. (назвать и дать ссылки); 5.5. Анализ состояния и использования электронных ресурсов библиотеками района/городского округа. 5.6. Краткие выводы по разделу. Проблемы формирования и использования электронных ресурсов в библиотечной сфере района/городского округа.
6. Организация и содержание библиотечного обслуживания пользователей[2] 6.1. Общая характеристика основных направлений библиотечного обслуживания населения района/городского округа, с учетом расстановки приоритетов в анализируемом году. При раскрытии направлений работы необходимо делать акцент на проектах, программах, актуальных услугах и инновационных формах обслуживания. 6.2. Программно-проектная деятельность библиотек. 6.3. Гражданско-патриотическое воспитание. 6.4. Продвижение книги и чтения. 6.5. Духовно-нравственное воспитание и просвещение. 6.6. Экологическое просвещение населения. 6.7. Деятельность в помощь сельскохозяйственному производству и развитию личных подсобных хозяйств. 6.8. Формирование здорового образа жизни. 6.9. Работа с молодежью. 6.10. Библиотечное обслуживание людей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. в рамках Соглашений о сотрудничестве с НГОУНБ по обслуживанию слепых и слабовидящих граждан (количество поданных и выполненных заявок, количество обслуженных за год, мероприятия, проблемы). 6.11. Культурно-досуговая деятельность (клубы по интересам, кружки, творческие студии, литературные гостиные и др.): - укажите общее количество в ЦБ и филиалах клубов по интересам и литературных гостиных, в том числе для взрослых читателей и читателей всех возрастов (семейные); для молодежи (14-30 лет). 6.13. Внестационарные формы обслуживания (назвать формы, их количество, привести примеры работы. Сколько человек обслуживается на дому: всего, в т.ч. силами библиотечных работников, книгоношами). 6.9. Продвижение библиотек и библиотечных услуг и др. (реклама библиотеки, услуг, массовых мероприятий и др.). 7. Справочно-библиографическое, информационное и социально-правовое обслуживание пользователей 7.1. Организация и ведение СБА в библиотеках: - состав СБА и объем работ; - работа со справочно-библиографическим фондом и т.д. 7.2. Справочно-библиографическое обслуживание индивидуальных пользователей и коллективных абонентов. Развитие системы СБО с использованием ИКТ. Виртуальная справочная служба. Количество выданных справок и предоставленных консультаций посетителям библиотеки. Количество выданных справок и консультаций, предоставляемых в виртуальном режиме удаленным пользователям библиотеки. 7.3. Библиографическое информирование (информационно-библиографическое обслуживание): - индивидуальное информирование; - групповое (коллективное) информирование; - массовое информирование: бюллетень новых поступлений, выставки новых поступлений, обзоры новых поступлений, дни информации и пр. 7.4. Выпуск библиографической продукции. 7.5. Формирование информационной культуры пользователей. 7.6. Обслуживание удаленных пользователей. Организация МБА и ЭДД в муниципальных библиотеках. 7.7. Методическая работа в помощь библиографической деятельности библиотек. 7.8. Краткие выводы по разделу.
7.9. Деятельность Публичных центров правовой и социально значимой информации. 7.9.1. Задачи и направления, характеризующие деятельность ПЦПИ, указываются качественные изменения в его работе. 7.9.2. Место в структуре библиотеки: полное название структуры, указать является ПЦПИ самостоятельным звеном или входит в состав какого-то отдела, отметить изменения, произошедшие за год (вошел в структуру отдела …, выделился из структуры отдела... и т. п.). 7.9.3. Количество штатных единиц, их должности: указать все изменения в структуре ПЦПИ, произошедшие за год. 7.9.4. Техническое оснащение (компьютеры, множительная техника, фотоаппараты и проч.): указать все изменения, произошедшие за год. 7.9.5. Информационные ресурсы (книжный фонд, фонд периодических изданий, правовые акты органов МСУ, СПС, собственные продукты, в т.ч. тематические папки, картотеки, издательская продукция и т.п.): показать все изменения, произошедшие за год: поступило документов, периодичность обновления информации в СПС, издание собственных продуктов и т. п. 7.9.6. Услуги, оказываемые ПЦПИ (бесплатные и платные): указать все изменения, произошедшие за год: введение новых услуг, переход из платных услуг в бесплатные и наоборот и т. п. 7.9.7. Количественные показатели по основным разделам работы. К обязательным относятся цифровые показатели, которые предусмотрены государственной статистикой: - число зарегистрированных пользователей ПЦПИ всего, из них: - дети до 14 лет, - молодежь14-30 лет, - удаленных пользователей. - число посещений ПЦПИ всего, из них: - для получения библиотечно-информационных услуг, - посещений массовых мероприятий, - выдано (просмотрено) документов, всего, в том числе: - из фонда на физических носителях, - инсталлированных документов, - сетевых удаленных лицензированных документов.
- изготовлено для пользователей и выдано копий единиц. - выполнено справок и консультаций, всего - из них в виртуальном режиме.
7.9.8. Пользователи ПЦПИ: анализ состава пользователей ПЦПИ по категориям, которые выделены в ПЦПИ. 7.9.9. Запросы пользователей ПЦПИ: цели посещения/обращения, удовлетворение запросов пользователей. Наличие неудовлетворенных запросов, причины, по которым запрос пользователя оказался неудовлетворенным. 7.9.10. Анализ выдачи документов, в том числе и с выставок, тематических полок и подборок. 7.9.11. Юридическая помощь пользователям ПЦПИ: наличие (кто оказывает, на каких условиях — штатный сотрудник, на основании договора о сотрудничестве и т. п.); периодичность оказания помощи ( в определенный день, по графику, разовая по запросам и проч.); количество обратившихся за юридической помощью, удовлетворение их запросов и т. п; примеры конкретной помощи (юриста, адвоката, сотрудника ПЦПИ и т. д.) в решении правовых проблем граждан. 7.9.12. Массовая работа ПЦПИ: проведение массовых мероприятий (количество, периодичность, форма, тема, эффективность и др.); освещается работа по приоритетным направлениям (по значимости в деятельности ПЦПИ). Это может быть: - популяризация правовых знаний среди населения и воспитание правовой культуры граждан; - участие в областном Дне права; - популяризация знаний о государственных символах Российской Федерации; - работа по повышению гражданско-правовой культуры избирателей, в том числе участие в Дне Молодого избирателя; - работа по темам Года; - работа к памятным и знаменательным датам года; - правовое просвещение отдельных категорий граждан (молодежи (14-30), граждан возраста 55+ и др.); - работа объединений, созданных в отделе ПЦПИ, участие в работе объединений, созданных в библиотеке или других учреждениях населенного пункта; - проведение акций, участие в акциях (общерайонных, общебиблиотечных, в том числе участие отдела ПЦПИ в проведении Библионочи и Литературной ночи) и др. 7.9.13. Работа ПЦПИ в помощь местному самоуправлению. 7.9. 14. Информационная и справочно-библиографическая работа ПЦПИ - мероприятия по массовому информированию населения: наличие информационных стендов и отражение на них информации, проведение Дней информации для всех групп пользователей, организация выставок, издание малых форм библиографии и т. д.; информирование населения с использованием сайта библиотеки; - работа с абонентами группового информирования (количество абонентов, тематика, периодичность предоставления информации); - деятельность ПЦПИ по индивидуальному информированию граждан (количество абонентов, тематика, периодичность предоставления информации). 7.9. 15. Обучение граждан компьютерной грамотности. Работа с изданиями: - «Электронный гражданин»: статистические итоги работы за год, популяризация комплекта: количество мероприятий, количество присутствующих на мероприятиях, эффективность мероприятий; - «Азбука Интернета»: статистические итоги работы за год, популяризация издания (количество мероприятий, количество присутствующих на мероприятиях, эффективность мероприятий) и др. 7.9.16. Методическая работа ПЦПИ: оказание методической помощи библиотекам-филиалам по вопросам правового просвещения населения: - участие в мероприятиях по повышению квалификации библиотечных специалистов; - выезды в библиотеки-филиалы с целью оказания методической и практической помощи на местах; - индивидуальные консультации в пределах компетенции сотрудников ПЦПИ и др. 7.9.17. Реклама ПЦПИ: - проведение рекламных акций; - издание визиток, закладок, памяток и т.п.; - публикации в СМИ; - отражение деятельности ПЦПИ на сайте библиотеки и др. 7.9.18. Партнеры ПЦПИ: взаимодействие с органами власти, общественными организациями, коммерческими структурами, учебными заведениями и др. (наличие договоров; примеры взаимного сотрудничества и т. п.). 7.9.19. Деятельность библиотек-филиалов: наличие и актуальность фонда правовой литературы; выставки, подборки, тематические папки правовой тематики; проведение мероприятий по правовому просвещению граждан, популяризации правовых знаний, обучение граждан компьютерной грамотности и т.п.
8. Краеведческая деятельность библиотек. 8.1. Реализация краеведческих проектов, в том числе корпоративных. 8.2. Анализ формирования и использования фондов краеведческих документов и местных изданий (движение фонда, источники поступлений, выдача). 8.3. Формирование краеведческих баз данных (в том числе краеведческих каталогов и картотек), электронных библиотек. Краеведение на библиотечном сайте, краеведческие блоги и т.д. 8.4. Основные направления краеведческой деятельности – по тематике (историческое, литературное, экологическое и др.) и формам работы. 8.5. Выпуск краеведческих изданий. 8.6. Раскрытие и продвижение краеведческих фондов, в том числе создание виртуальных выставок и музеев. 8.7. Краеведческие чтения, работа краеведческих объединений. 8.8. Создание в муниципальных библиотеках историко-краеведческих мини-музеев, краеведческих и этнографических комнат и уголков и т.п. 8.9. Краткие выводы по разделу. Перспективные направления развития краеведческой деятельности в районе/городском округе. 9. Автоматизация библиотечных процессов 9.1. Состояние компьютерного парка муниципальных библиотек. Число библиотек, имеющих ПК. Число ПК в библиотеках: - всего, из них: для пользователей библиотек. Сколько библиотек подключено к Интернету. Наличие локальной вычислительной сети и высокоскоростных линий доступа в Интернет. Динамика за три года в целом по району/городскому округу на основе форм государственной статистической отчетности 6-НК. 9.2. Анализ состояния автоматизации библиотечных процессов в муниципальных библиотеках района/городского округа. Наличие автоматизированных технологий (по форме 6-НК). 9.3. Общие выводы о проблемах технологического развития муниципальных библиотек в области внедрения информационных систем в работу с пользователями и внутренние технологические процессы. 10. Организационно-методическая деятельность 10.1. Характеристика функционирования системы методического сопровождения деятельности библиотек района/городского округа со стороны районных библиотек (городских и межпоселенческих), наделенных статусом центральной (ЦБ). - нормативно-правовое обеспечение методической деятельности в разрезе муниципальных образований. Отражение методических услуг/работ в Уставах ЦБ. Перечень наименований муниципальных методических работ/услуг, включенных в муниципальные задания ЦБ. 10.2. Виды и формы методических услуг/работ, выполненных ЦБ: для учредителей муниципальных библиотек, для Центральной библиотеки региона и для муниципальных библиотек района/городского округа: - количество индивидуальных и групповых консультаций, в т.ч. проведенных дистанционно; - количество подготовленных информационно-методических материалов в печатном и электронном виде, включая годовой аналитический отчет о деятельности библиотек муниципального района/ городского округа; - количество организованных совещаний, круглых столов и др. профессиональных встреч, в т.ч. в сетевом режиме; - количество выездов в библиотеки с целью оказания методической помощи, изучения опыта работы; - мониторинги (количество, тематика, итоги). 10.3. Кадровое обеспечение методической деятельности (наличие должности методиста по библиотечной работе в штатном расписании ЦБ). 10.4. Повышение квалификации библиотечных специалистов: -участие в курсах центра «Культура» (кол-во человек); - наличие в ЦБС образовательных программ/планов; - приоритетные темы СПК; - комплексные формы обучения: школы, циклы, классы, университеты др.; - количество проведенных обучающих мероприятий (семинаров, практикумов и др.), в т.ч. дистанционно; - назвать наиболее удачные обучающие мероприятия. 10.5. Профессиональные конкурсы (кроме конкурсов в рамках областных). 10.6. Публикации в профессиональных изданиях. 10.7. Краткие выводы по разделу. Приоритеты развития методической деятельности ЦБ муниципальных образований.
11. Библиотечные кадры 11.1. Изменения в кадровой ситуации в библиотечной сфере, обусловленные реализацией правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней (Указа Президента РФ № 597, федеральных и региональных «дорожных карт» и др.). 11.2. Общая характеристика персонала муниципальных библиотек. Динамика за три года (на основе суммарных данных по 6-НК). 11.3. Оплата труда. Средняя месячная заработная плата работников библиотек в сравнении со средней месячной зарплатой в регионе. Динамика за три года по району/городскому округу. 11.4. Краткие выводы. Проблемы обеспечения муниципальных библиотек персоналом, отвечающим технологическим и информационным вызовам времени, в том числе на основе обучения и переподготовки кадров.
12. Материально-технические ресурсы библиотек 12.1. Общая характеристика зданий, помещений муниципальных библиотек, библиотек – структурных подразделений организаций культурно-досугового типа и иных организаций, оказывающих библиотечные услуги населению. - обеспеченность муниципальных библиотек зданиями и помещениями; - какие библиотеки в отчетном году получили новые помещения? Где? - в каких библиотеках в отчетном году проведен капитальный ремонт (полный, частичный, указать, что сделано); - какие библиотеки находятся в аварийных помещениях (указать на основании акта); - сколько библиотек нуждаются в новых помещениях? (Какие, по какой причине); - в каких библиотеках низкий температурный режим? (Название, причина); - сколько библиотек обеспечены пожарной, пожарно-охранной, охранной сигнализацией (указать по каждой позиции отдельно). Что сделано в этом плане в отчетном году; - были ли в библиотеках чрезвычайные происшествия (пожары, кражи, др.). Укажите библиотеку, ущерб. 12.2. Финансовое обеспечение материально-технической базы: - сумма средств, израсходованных на ремонт и реставрацию; - сумма средств, израсходованных на приобретение оборудования. Примеры укрепления МТБ за счет грантов, участия в конкурсах, спонсорской и благотворительной помощи, собственной внебюджетной деятельности. 12.3. Примеры модернизации библиотечных зданий, приспособления внутреннего пространства библиотек к современным потребностям пользователей, создание условий для безбарьерного общения (за отчетный год). Сколько библиотек и какие оснащены пандусами и другим оборудованием для граждан с ограниченными возможностями здоровья?
13. Основные итоги года Обозначить основные итоги года, нерешенные проблемы и задачи на будущий год.
Приложение № 1
Статистические формулы Читаемость = книговыдача : количество пользователей Посещаемость = число посещений : количество пользователей Обращаемость фонда = книговыдача : состояние фонда на конец отчетного года Документообеспеченность = состояние фонда на конец отчетного года : число пользователей.
| |
| |
Просмотров: 3067 | Загрузок: 40 | |
Всего комментариев: 0 | |